eu immigration service. Отзывы.

Экологическое законодательство Москвы

Пресс-конференция Министра Правительства Москвы Руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Бочина Леонида Арнольдовича.
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности согласно Статье 72 Конституции Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с принятым в январе 2002 года Федеральным законом "Об охране окружающей среды" государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, так и органами власти субъектов Российской Федерации. Названный закон имеет прямое действие, устанавливает четкие принципы охраны окружающей среды и детально прописывает полномочия федеральных и региональных органов власти. Тем не менее в целом ряде случаев закон отсылает правоприменителя к соответствующим постановлениям Правительства Российской Федерации, которые должны быть приняты в целях установления механизма и порядка реализации отдельных его норм. Однако на протяжении уже более двух лет после принятия Федерального закона "Об охране окружающей среды" отсутствуют подзаконные правительственные акты о порядке нормирования, ограничения и приостановления хозяйственной деятельности, о порядке осуществления государственного экологического контроля. Активная градостроительная и хозяйственная деятельность в столице не позволяет ждать принятия указанных актов на федеральном уровне и диктует Москве необходимость собственного правового регулирования. Законодательство об охране окружающей среды в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации также находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, как город федерального значения, Москва наделена полномочиями самостоятельного правового регулирования в указанной области и занимает важное место в обеспечении конституционного права жителей столицы на благоприятную окружающую среду. В период с 2001 года по 2004 год по инициативе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в Московской городской Думе осуществлялась значительная законопроектная деятельность по принятию законов в области охраны окружающей среды.
Законы, принятые в 2004 году.
12 мая 2004 г. был принят Закон города Москвы № 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве".
При отсутствии федерального законодательства московский Закон направлен на правовое регулирование процедуры проведения государственного экологического контроля в городе. Он вводит ряд новых составов административных правонарушений, не предусмотренных в главе 8 Административного кодекса.
В федеральном законодательстве не предусматривается ответственность:
– за правонарушения в области ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий и кадастра отходов производства и потребления,
– за загрязнение территорий и водных объектов в границах природного комплекса,
– за сброс снега в водные объекты или его размещение вне специально отведенных мест,
– за сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций на рельеф местности с неорганизованным поверхностным стоком,
– за нарушение экологических требований при размещении плавательных средств под объекты нетранспортного назначения (гостиницы, рестораны, бары, казино и т.п.) и др.
Кроме того, за нарушение законодательства об охране окружающей среды размер административного штрафа может быть установлен в повышенном размере: от 50 до 200 минимальных размеров оплаты труда – для должностных лиц; от 1000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда – для юридических лиц.
Поэтому в полном соответствии с КоАП РФ в законе, учитывая высокие антропогенные и техногенные нагрузки на природные объекты города Москвы, установлены повышенные размеры штрафных санкций за совершение экологических правонарушений.
Из-за правового вакуума по данной проблеме на федеральном уровне закон является новаторским не только для города Москвы, но и для всей Российской Федерации в целом. Положительный опыт применения закона может стать примером для остальной России по соблюдению экологических интересов настоящего и будущих поколений.
17 марта 2004 г. принят Закон города Москвы № 12 "О приведении в соответствие с КоАП РФ отдельных законов города Москвы".
Наибольшее количество изменений было внесено в Закон города Москвы № 17 "О защите зеленых насаждений" и Закон города Москвы № 33 "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям".
В целях сохранения и восстановления зеленого фонда столицы, имеющего как рекреационное, так и средозащитное значение, в Закон "О защите зеленых насаждений" включен целый комплекс новых составов административных правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушения правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений: повреждение зеленых насаждений; незаконное уничтожение зеленых насаждений; невыполнение требований по проведению компенсационного озеленения.
Закон "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям" приведен в соответствие с действующим законодательством – с КоАП РФ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", а также Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". В частности, изменен порядок исчисления размера административного штрафа. Ранее штраф взимался в зависимости от суммы незаконного дохода, полученного в результате реализации несоответствующего экологическим требованиям моторного топлива. В настоящее время в соответствии с КоАП РФ размер штрафа исчисляется в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда. Кроме того, Закон устанавливает повышенный размер административного штрафа за реализацию некачественного моторного топлива. В целом Закон направлен на упорядочение существующей в городе Москве системы государственного контроля качества моторных топлив.
12 мая 2004 г. принят во втором чтении проект закона города Москвы "Об экологическом мониторинге", который призван урегулировать отношения в области экологического мониторинга в условиях отсутствия их регулирования на федеральном уровне и направлен на обеспечение органов государственной власти и населения столицы своевременной и достоверной информацией об экологической ситуации в Москве. В проекте четко сформулированы цели и сразу определена практическая направленность данных экологического мониторинга, а именно:
– обеспечение контроля за соблюдением нормативов качества окружающей среды;
– получение объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых обеспечивается градостроительное планирование, планирование транспортной системы,
– осуществление социально-гигиенического мониторинга (т.е. оценка воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения); информирование населения о состоянии окружающей среды и т.д.
Кроме того, четко структурирован перечень объектов экологического мониторинга, разграничены сферы государственного экологического мониторинга, локального экологического мониторинга и добровольного экологического мониторинга – в зависимости от субъекта, осуществляющего экологический мониторинг, и оснований его осуществления (добровольно или по решению Правительства Москвы).
Отдельная статья законопроекта посвящена нормам о финансировании экологического мониторинга. Статьей 20 проекта определено, что Единый городской фонд данных экологического мониторинга является информационным ресурсом города Москвы, при этом состав и структура информации о состоянии окружающей среды, порядок ее комплектования, учета, хранения, использования, предоставления определяются Положением о Едином городском фонде данных экологического мониторинга (которое разрабатывается уполномоченным органом и утверждается Правительством Москвы).
Положения частей 2 и 3 статьи 21 проекта устанавливают:
- случаи обязательного использования данных экологического мониторинга;
- обязательное информационное взаимодействие "держателей" данных экологического мониторинга (уполномоченного органа и специализированных организаций) с "потребителями" данных экологического мониторинга (органами государственной власти РФ и города Москвы, органами местного самоуправления и юридическими лицами, что гарантирует реализацию механизмов ввода в хозяйственный оборот данных экологического мониторинга и учета данных о состоянии окружающей среды как основной отправной точки при принятии управленческих решений.
По сравнению с федеральным законодательством в проекте расширен круг пользователей, которым даже специализированная информация предоставляется бесплатно. Это как органы государственной власти города Москвы, так и органы государственной системы социально-гигиенического мониторинга, также государственные органы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и местное самоуправление. В законопроекте расширены права органов местного самоуправления и граждан, тогда как обязанности граждан сужены до общего требования "соблюдать законодательство в области экологического мониторинга". Органам местного самоуправления дополнительно предоставлено право получать специализированную информацию и вносить в уполномоченный орган предложения по включению антропогенных объектов в перечень субъектов локального экологического мониторинга, а обязанность – распространять полученную экологическую информацию.
В Москве в связи с особо высокой плотностью размещения антропогенных объектов и их близким соседством с жилыми районами последствия техногенных рисков могут быть особо тяжелыми. Поэтому законопроектом предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области экологического мониторинга, (а именно: невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по предоставлению данных экологического мониторинга; предоставление недостоверных данных экологического мониторинга, в том числе должностными лицами; невыполнение субъектами локального экологического мониторинга обязанностей по организации и осуществлению локального экологического мониторинга; распространение (перепечатка) информации Единого городского фонда данных экологического мониторинга без ссылки на официальный источник информации). Цель составов административных правонарушений – создание четко организованных информационных потоков, гарантирующих наличие оперативной, точной, достоверной и комплексной информации о состоянии окружающей среды в любой момент времени у органа власти, принимающего решения. Разработанный Департаментом проект закона "О комплексном природопользовании" принят Московской городской Думой в первом чтении 31 марта 2004 г. Необходимо особо отметить данный законопроект, поскольку его аналогов на федеральном уровне не существует и даже не планируется их разработка. Законопроект устанавливает основы использования природного потенциала территорий. Основное новшество закона – это определение общих и индивидуальных условий комплексного природопользования, введение системы показателей качества окружающей среды на таких территориях. Общие условия устанавливаются для территорий всех типов функционального назначения, а также для поверхностных водных объектов и их частей, расположенных в городе Москве. Индивидуальные условия устанавливаются для каждого природопользователя (инвестора, застройщика, других субъектов хозяйственной деятельности) отдельно, на основании уже установленных общих условий комплексного природопользования. В правовом поле российского законодательства подобный проект разработан впервые, хотя в мировой практике комплексный подход к установлению показателей качества окружающей среды применяется довольно широко.
Проект закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" направлен на приведение Закона города Москвы № 48 в соответствие с действующим законодательством: полномочия по утверждению и изменению границ особо охраняемых природных территорий возлагаются на Правительство Москвы, как орган исполнительной власти. Законопроектом предусматривается возможность принятия Правительством Москвы решений о резервировании земельных участков, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Указанный законопроект 26 мая 2004 г. принят Московской городской Думой во втором чтении.
В процессе подготовки названного проекта закона потребовалась разработка постановления Правительства Москвы "Об утверждении Порядка образования особо охраняемых природных территорий", в котором установлен механизм разработки схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий. Это Постановление в ближайшем будущем будет вынесено на обсуждение Правительства Москвы.
2 июня 2004 г. принят в первом чтении проект закона города Москвы "Об обращении с отходами производства и потребления в городе Москве".
Законопроект направлен не только на устранение возникших правовых пробелов, но также на дополнение и дальнейшую конкретизацию действующей законодательной базы в области обращения отходов в целом.
В законопроекте даны определения новых понятий, таких как "отходы медицинские", "отходы биологические", "вторичное сырье" и другие.
Также закреплены основные обязанности производителей отходов производства и потребления по внедрению малоотходных технологий на основе современных научно-технических достижений; по обеспечению хранения и удаления отходов производства и потребления раздельно в зависимости от их класса опасности и вида; и т.д.
Раскрыт механизм экономического регулирования в области обращения с отходами, который включает в себя следующие методы: проведение экологического аудита с целью сокращения образования отходов производства и потребления; экономическое стимулирование, включая предоставление льготных кредитов, налоговых и других льгот производителям отходов производства и потребления, осуществляющих на предприятиях города Москвы внедрение эффективных малоотходных технологий; предоставление кредитных, налоговых и других льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих уменьшение образования отходов производства и потребления, их рациональный сбор, сортировку, обезвреживание, рациональное использование, переработку и уничтожение отходов с применением ресурсосберегающих и безопасных в отношении человека и окружающей среды методов и технологий; разработка и внедрение в соответствии с федеральным законодательством механизма залоговой стоимости тары и упаковки (стеклянная посуда, тара из фольги и пластмассы), товарной продукции, утратившей потребительские свойства (автомобильные аккумуляторы, ртутные термометры, электрические батарейки, зарядные устройства и другие) при сдаче указанных отходов потребления в соответствующие приемные пункты. Все это дает возможность появления конкурентной среды в данной сфере и возможность перейти к созданию цивилизованного рынка отходов производства и потребления и вовлечению их в производственный цикл, что, в свою очередь, позволит создать дополнительные рабочие места и снизить социальную напряженность в обществе. Особое внимание в законопроекте уделено ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Установлена административная ответственность:
– за нарушение правил сбора, хранения, размещения, транспортирования, переработки и уничтожения отходов производства и потребления;
– за реализацию продукции (кроме исследовательских образцов), изготовленной из отходов без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность такой продукции для окружающей среды;
– за ввоз на территорию Москвы вторичного сырья для переработки без регистрации договора на переработку вторичного сырья.
Разрабатываемые законопроекты.
С 2004 года Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы разрабатывается проект закона города Москвы "О городских почвах", Концепция которого будет рассматриваться на заседании Правительства Москвы осенью текущего года. Необходимость разработки указанного закона обусловлена недостаточным регулированием отношений по охране городских почв на федеральном уровне. Для такого крупного мегаполиса как город Москва этот вопрос наиболее актуален.
Интенсивное промышленное воздействие с наличием повсеместных очагов техногенного загрязнения является основной проблемой сохранения почв города Москвы. Загрязнение городских земель в значительной мере связано с накоплением в них тяжелых металлов. Также источником негативного техногенного воздействия является захламление строительно-бытовым мусором и отходами производства и потребления.
Кроме того, негативное воздействие на состояние почв в городе оказывают автомобильный транспорт, деятельность предприятий города Москвы, а также воздействие противогололедных смесей. Эти проблемы влекут за собой загрязнение почв и, следовательно, деградацию растительного покрова и водоемов.
Городские почвы существенно отличаются по свойствам от почв природных и сельскохозяйственных территорий, поэтому проектом закона города Москвы "О городских почвах" будет учитываться их специфика как компоненты городской среды, а также проводиться разделение понятий "земля" и "почвы".
Законопроект направлен на совершенствование правового механизма защиты прав собственников с одновременным повышением их ответственности за нарушение требований по охране почв. Одной из важных задач будущего закона является определение основ экономического регулирования охраны и рационального использования городских почв. В проекте предполагается определить источники финансирования мероприятий по охране, рациональному использованию, сохранению и повышению плодородия почв.
Учитывая неурегулированность вопросов соблюдения экологических интересов в случае застройки земельных участков, которая приводит к так называемому "запечатыванию" городских почв, законом предусмотрено введение компенсационного оздоровления почв застройщиками в случае такого "запечатывания".
Таким образом, учитывая специфику города, проект закона призван установить правовые основы организации охраны и использования почв на территории столицы.
Новым проектом в системе законодательства города Москвы является разрабатываемый закон города Москвы "О водных объектах города Москвы". Концепция закона запланирована к рассмотрению на заседании Правительством Москвы осенью текущего года.
Правовое регулирование в сфере использования и охраны водных объектов в городе Москве в настоящее время осуществляется значительным количеством нормативных актов федерального и регионального уровня. Несмотря на количество московских подзаконных актов, комплексного законодательного регулирования отношений по использованию и охране водных объектов в городе Москве в настоящее время нет.
Закон города Москвы "О водных объектах города Москвы" должен определить основные критерии разграничения полномочий между различными органами государственной власти города Москвы в области использования и охраны водных объектов и определить механизм реализации этих полномочий. Будущий закон определит критерии и порядок установления видов водопользования для водных объектов или их участков на территории города. Также законопроект установит основные требования по использованию и охране водоохранных зон в городе Москве.
Кроме того, Закон направлен на ужесточение мер административной ответственности для предприятий-водопользователей, являющихся абонентами централизованных систем водоснабжения и водоотведения специализированных городских служб водопользователей. Таким образом, принятие закона "О водных объектах города Москвы" обеспечит укрепление системы государственного управления использованием и охраной водных объектов в городе Москве, конкретизирует нормы федерального законодательства, регулирующие данную область отношений. В настоящее время Департаментом ведется работа над проектом закона города Москвы "О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы". Рассмотрение законопроекта на заседании Правительства Москвы состоится в июле 2004 года. Разработка указанного проекта закона обусловлена отсутствием в действующем законодательстве Российской Федерации системного подхода к решению вопросов создания, содержания и охраны природных и озелененных территорий. Эти и другие вопросы будут урегулированы в названном законе. В частности, будут даны четкие, не допускающие неоднозначных толкований, определения понятий "природные территории", "озелененные территории".
Учитывая то, что в законодательстве города Москвы понятие "природный комплекс" рассматривается несколько шире, чем в федеральном законодательстве, в проекте закона используется не понятие "природный комплекс", а понятие "природные территории", смысл которого полностью соответствует нормам Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В настоящее время отсутствует единая классификация озелененных территорий. Нет ясных критериев отнесения тех или иных участков к конкретным видам озелененных территорий. В связи с этим одной из основных задач проекта является выработка четкой классификации категорий и видов озелененных территорий на основе определенных в законе критериев, а также установление особенностей правового режима для каждой категории природных и озелененных территорий города Москвы.
Таким образом, цель разработки проекта закона города Москвы "О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы" состоит в комплексном законодательном регулировании отношений по использованию, сохранению, восстановлению и развитию природных и озелененных территорий города Москвы.
Проекты федеральных законов.
По инициативе Департамента разработан ряд проектов федеральных законов в сфере охраны окружающей среды.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части предоставления полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации (инспекторам субъектов РФ по охране природы) по рассмотрению дел и привлечению к ответственности за административные правонарушения в области охраны и использования водных объектов).
Административный кодекс РФ не предоставляет необходимых полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области охраны водных объектов и привлечению к ответственности за их совершение органам власти субъектов Российской Федерации (инспекторам субъектов Российской Федерации по охране природы), что препятствует реализации законодательно закрепленных за ними полномочий.
В целях приведения КоАП РФ в соответствие с действующим законодательством (в частности – с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), законопроект направлен на представление полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области охраны водных объектов и привлечению к ответственности за их совершение инспекторам субъектов Российской Федерации по охране природы.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 26 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Проектом предусмотрена замена устаревших формулировок на современные в связи с принятием новых законов в области охраны окружающей среды и природопользования. В КоАП РФ составы правонарушений формальные, в Уголовном кодексе Российской Федерации все составы правонарушений (кроме ст. 247) материальные, промежуточное звено – составы поставления в опасность - отсутствует. То есть ответственность за деяния, повлекшие реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, который однако не наступил из-за вмешательства других лиц, в Уголовном кодексе РФ отсутствует. Этот пробел ликвидируется в проекте. Проект дополнил существующий в ч. 1 ст. 246 УК РФ состав преступления указанием на возможность применения мер уголовной ответственности при производстве работ без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Статья 259 УК РФ предусматривает уголовную ответственность, в том числе за уничтожение отдельных организмов, занесенных в красные книги субъектов Российской Федерации, а также за деяния, повлекшие гибель всей популяции организмов, занесенных в красные книги субъектов РФ. Часть 1 статьи 260 УК РФ дополнена возможностью привлечения к уголовной ответственности за незаконную порубку отдельных деревьев, кустарников или лиан на территории городских поселений.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляет исключительно специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальные органы. Однако статья 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относит осуществление государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
То есть в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" разграничение полномочий по контролю проводится не по природным средам, а по объектам хозяйственной и иной деятельности. Данный принцип также закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".
В проекте предусматривается возможность осуществления государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по охране природы государственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха.
Проект федерального закона "О внесении дополнений в закон Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-1 "О милиции".
Дополнения в Закон Российской Федерации "О милиции" предусматривают придание правового статуса подразделениям экологической милиции при исполнении функций по предотвращению, выявлению, раскрытию и пресечению экологических преступлений; производству дознания; осуществлению необходимых неотложных следственных действий по закреплению доказательств в случае совершения экологических преступлений и административных правонарушений, а также розыску совершивших их лиц.


"Mosinform.ru"