Охрана окружающей среды

Экорейтинг городов России – суровая правда или печальная фальсификация?
Агентство "РБК.Рейтинг" опубликовало список 46 самых экологически "грязных" российских городов и городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Перечень населенных пунктов с плохой экологической обстановкой был составлен по результатам исследования Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова (Росгидромет). Всего территориальными организациями Росгидромета было исследовано 260 населенных пунктов. Что удивляет, наряду с крупными мегаполисами и городами с развитой металлургической, топливной и химической промышленностью первые места разделяют небольшие районные центры. Не будем говорить о Москве, хотя она тоже в списке, многим знакома удушливая атмосфера крупных областных центров, таких как Ростов-на-Дону, а также фантастически цветное небо Днепродзержинска (Украина) с аммиачными благовониями химической индустрии. В то же время в рейтинге "нечистых" городов скромные районные центры, такие как Азов, не отличающиеся особо вредными для экологии производствами. Вполне ожидаемо плохое качество речной воды в низовье густонаселенного Дона. Но воздух всегда радовал гостей города своей чистотой и натуральностью. Наибольший вклад в загрязнение воздуха согласно приведенной таблице в этом небольшом городе внесли взвешенные вещества и такие высокотоксические вещества, как бензо(а)пирен, формальдегид, диоксид азота. Азов, находящийся в 40 км от г. Ростова-на-Дону и 15 км от Азовского моря, населением около 80 тыс. жителей, не имеет на своей территории гигантов топливной, металлургической, химической отраслей. 7 крупных машиностроительных заводов переживают промышленный спад. В лучшем состоянии находятся предприятия пищевой отрасли. В последнее время интенсивно развивается Азовский порт получивший статус международного морского, перерабатывающий в год около 1 млн тонн различных грузов. Откуда же могло появиться очень высокая степень загрязнения воздуха в этом небольшом, щедро покрытом зеленью городке? С таким вопросом обратились к начальнику группы контроля за загрязнением среды сетевого подразделения Росгидромета, ведущего гидрометеорологический мониторинг в районе г. Азова. Как объяснили, специальные посты по контролю качества воздуха, согласно руководствам Росгидромета, отбирают пробы воздуха 3 раза в сутки и находятся в жилых районах, наиболее подверженных вредным воздействиям. Один – рядом с промышленной зоной, другой – рядом с центральным рынком. Интенсивное дорожное движение вызывает повышенное содержание в воздухе твердых частиц, оксида углерода, диоксида азота. Увеличение концентраций других веществ специалисты склонны объяснить появлением в промзоне новых предприятий, производящих или использующих лаки, краски, полимеры. В результате недостаточной очистки воздуха, поступающего в процессе производства в атмосферу, могут наблюдаться опасные концентрации вредных веществ. Другая причина более тривиальна, но не менее значимая. Дело в том, что долгое время по недосмотру администрации в городе остро стояла проблема вывоза мусора на свалку. Мусорные отходы разносились ветром не только по дворам, но и по центральным улицам. Часть мусора просто сжигалась. В настоящее время эта проблема, кажется, решена, но вклад в загрязнение окружающей среды внесла существенный. Подведем итоги. Из всего объема загрязняющих веществ от стационарных источников на долю отраслей промышленности приходится около 70 %. Из нестационарных источников самым актуальным остается автомобильный транспорт. По словам заместителя директора Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Сергея Чичерина, основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городах и мегаполисах несет автомобильный транспорт, 80 % выбросов в атмосферу на территории Москвы и Санкт-Петербурга приходится именно на него. Кстати сказать, Санкт-Петербург не попал в "черный" список 46 городов. По масштабам вредного производства и количеству автомобильного транспорта Азов не в состоянии конкурировать с близлежащими Ростовом-на-Дону и Новочеркасском, а тем более с мегаполисом Москвой. Однако по загрязнению воздуха он оказался в одном ряду с промышленными гигантами. В чем причина? Не сомневаемся в качестве анализов воздуха, отобранного в г. Азове, а тем более не допускаем возможности искажения существующих данных в сторону увеличения. Тогда поставим вопрос – не занижаются ли показатели содержания вредных веществ в воде и воздухе в некоторых других городах? Не так давно практиковалось утаивание данных об экстремальных загрязнениях окружающей среды не только от широкой общественности, но и жителей, попавших в зону экологических катастроф. Не продолжается ли в неявной форме такая политика и сейчас? Притом, плачевное по общему счету существование федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) ставит под сомнение качество этого мониторинга. Сокращение сети станций наблюдений, более чем недостаточное финансирование работ, устаревшая материально-техническая база не дают уверенности в полной достоверности картины состояния воздуха, воды, почвы. И если экологический прогноз на будущее не очень утешителен, как говорит Сергей Чичерин, не пора ли поднять природоохранные службы на уровень, достойный цивилизованной страны?

ИА "Социальный капитал"